разбираемся

Финансовый анализ: для чего нужен и как проводить

Финансовым анализом предприятия называют оценку ключевых показателей бизнеса и его общей финансовой устойчивости. Выводы и результаты проведенного анализа дают руководителю информацию, которая помогает выбирать наилучшие пути развития компании, строить прогнозы и разрабатывать далеко идущие планы.
Из чего состоит финансовый анализ; его задачи
В основе финансового анализа предприятия лежит отчетность. Процесс проведения финансового анализа разделяется на пять значимых частей:

  1. Оценка всех ресурсов, исследование текущего положения бизнеса и анализ его финансовой устойчивости.
  2. Оценка эффективности работы организации, рентабельности и оборачиваемости капитала.
  3. Оценка ключевых показателей работы бизнеса.
  4. Формулировка и обоснование выводов.
  5. Формирование прогноза развития компании.

У каждого предприятия свой набор целей и задач, который ставится перед финансовым анализом. Он зависит от особенностей конкретного бизнеса. Но есть и общие моменты в развитии даже абсолютно разноплановых организаций.
Как правило, владельцы и руководители бизнеса ожидают увидеть максимум показателей для объективной оценки положения компании в текущий момент и прогноз на обозримое будущее.

Самые распространенные задачи финансового анализа предприятия такие:

  • понять, насколько эффективно используются имеющиеся в распоряжении компании трудовые, материальные и денежные ресурсы;
  • найти негативные факторы, оказывающие влияние на финансовые результаты бизнеса;
  • найти дополнительный резерв, неиспользованный потенциал, и разработать конкретную программу оптимизации текущей работы.

Финансовый анализ предприятия ‒ не просто абстрактный подсчет коэффициентов и их сравнение в разные периоды времени. Это обоснованные выводы о положении дел в бизнесе, подкрепленный точными расчетами.
Виды финансового анализа предприятия
Финансовый анализ может быть внешним и внутренним.

Внешний анализ проводят сторонние организации. Это могут быть инвесторы, органы статистики, кредитные отделы банков. Для такого анализа используется только та информация, которая находится в открытом доступе. Он довольно общий и поверхностный, но все равно позволяет оценивать и строить планы сотрудничества.

Внутренний анализ проводит уполномоченный сотрудник компании, и использует для него внутреннюю отчетность. В нее входят баланс, отчеты о финансовых результатах, о движении денежных средств и капитала.

Часто используется и дополнительная информация, например, процент брака, количество обращений недовольных клиентов или другие сведения, которые не показывают посторонним. Также может использоваться не общая отчетность, а детальная, с разбивкой по отделам. Таким образом, внутренний финансовый анализ организации получается максимально полным. Его результаты не публичны, их использует владелец бизнеса или его руководство для принятия важных стратегических решений и разработки плана дальнейшего развития.
Инструменты финансового анализа организации
Использовать финансовый анализ предприятия для понимания объективной ситуации есть смысл и крупным, и мелким организациям. От него может зависеть эффективность решений, принимаемых руководством или владельцами бизнеса.

Цифры сами по себе несут мало информации. Только их взаимосвязь и динамика изменения дадут информацию к размышлению. Именно эту взаимосвязь между показателями и выявляет финансовый анализ организации. Он поможет найти уязвимые места бизнеса и повысить его общую устойчивость.
Самые распространенные способы проведения финансового анализа предприятия это ‒ вертикальный, горизонтальный, анализ тенденций, прогнозный и анализ коэффициентов. Это довольно сложные методики, которые совершенно не обязательно изучать владельцам малых и средних компаний и индивидуальным предпринимателям.

Современное программное обеспечение, разработанное специально для малого и среднего бизнеса, умеет делать финансовый анализ организации без вмешательства человека, основываясь на тех данных, которые вносятся в программу.
Как делать финансовый анализ предприятия, используя Финтрек
При проведении финансового анализа в Финтрек основным источником информации будут выступать: баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Они дают возможность точно определить все основные характеристики и финансовые коэффициенты вашего бизнеса.

Все важные цифры будут собраны в одном личном кабинете, нет нужды отслеживать финансовые потоки по разным источникам. Вы можете анализировать весь бизнес в целом или филиалы по отдельности.
Отслеживая динамику бизнеса, вы сможете ставить сотрудникам более конкретные планы и принимать максимально эффективные и обоснованные управленческие решения.

А также вы сможете понимать сильные и слабые стороны своей компании, видеть точки роста, прогнозировать развитие ситуации и будущие результаты деятельности, предвидеть последствия своих действий, оценивать эффект от маркетинговых действий.
Что клиенты говорят о Финтрек
Екатерина — управляющая сети Гончарных студий №1 в Санкт-Петербурге.

"Нашей компании не так давно исполнилось 5 лет. За это время мы испробовали много способов вести финансовый учет, в том числе вели учет в обычных таблицах, затем пользовались приложениями, где всё было чуть более наглядно. Но потом компания стала расти, доходы и расходы увеличивались, менялись стратегии развития, постоянно появлялись новые направления, поэтому все старые методы уже просто перестали работать. Мы начали искать специальные сервисы для финансового учета, и выбор пал на Финтрек. Теперь отслеживание финансов занимает минимум времени, а все силы и энергию мы направляем в развитие, регулярно открывая новые студии"
Первые 30 дней использования сервиса будут для вас бесплатны — вы сможете ознакомиться со всеми его возможностями, оценить аналитику за месяц и выбрать удобный для вашей компании тарифный план.
Попробуйте учитывать доходы в Финтрек бесплатно