термины
Маржа и маржинальность: простыми словами
Начинающие предприниматели довольно часто путают понятия маржа и маржинальность. Попробуем внести ясность в этот вопрос. Что же такое форма маржинальности?
Что такое маржа
Термин «маржа» происходит от французского слова marge, которое переводится как «наценка», «преимущество» или «разница». Этот термин имеет разные значения, это зависит от того, о какой сфере бизнеса идет речь. В этой статье мы будем использовать слово «маржа» только в контексте торговли.
Маржой называют разницу между себестоимостью товара и его конечной отпускной ценой. В себестоимость входят все переменные затраты. Это затраты на производство товара или его закупку, на упаковку, хранение и логистику. Учитываются также затраты на сырье, электричество и иные ресурсы, и, возможно, на оплату труда. Могут быть разные варианты переменных расходов, они зависят от структуры и особенностей бизнеса. Средняя норма маржи в торговле – примерно 30%.

Маржа выражается в абсолютной или относительной величине, и показывает, какая сумма остается в распоряжении предпринимателя от продажи товара или услуги после вычета расходов. Она используется при определении цены продажи и служит показателем эффективности работы бизнеса. Маржа является важным элементом в форме маржинальньсти.

Пример. Предположим, мы продаем самодельные сладости. Если в январе выручка составила 100.000 рублей, а расходы на продукты, электричество, упаковку и доставку составили 60.000 рублей, то маржа в январе составит 40.000 рублей.
Что такое форма маржинальности (рентабельность)
Маржинальностью называется соотношение маржи и выручки. Эта величина выражается в процентах и показывает, насколько результативно используется вложенный капитал. Или другими словами: насколько эффективно предприятие продает свой товар или услугу, какую долю выручки составляет маржа. За этим показателем нужно наблюдать в динамике.

Форма маржинальности - это соотношение между маржой и маржинальностью:
Если маржинальность растет, это значит, что бизнес эффективно функционирует и развивается. Снижается – бизнес теряет деньги. Форма маржинальности это показывает.

Пример. Мы продолжаем продавать самодельные сладости. В январе выручка составила 100.000 рублей, расходы на продукты, электричество, упаковку и доставку составили 60.000 рублей, маржа40.000 рублей. Значит, маржинальность в январе была 40%.

В феврале выручка составила 150.000 рублей, расходы - 100.000 рублей, маржа50.000 рублей. Казалось бы все отлично, денег заработали больше. Но посчитаем маржинальность. Она составит 30%. Это значит, что, хотя абсолютный доход вырос, эффективность бизнеса упала.
Как использовать форму маржинальности:
Подведем итог. Маржа отражает, сколько денег остается у предпринимателя от выручки. Маржинальность – какова эффективность бизнес-процессов. Их соотношение - это и есть форма маржинальности.

Необходимо оценивать начальное значение маржи до старта продаж нового товара или услуги. Если при расчетах вы видите, что увеличение отпускной цены товара не увеличивает размер маржи, это значит, что растет размер издержек. А значит, вы рискуете уйти в убыток, либо не получить ту прибыль, на которую рассчитываете.

Также до старта бизнеса важно знать его маржинальность. Эту информацию можно найти на форумах и в блогах предпринимателей. Например, торговля товарами первой необходимости относится к низкомаржинальному бизнесу. А торговля товарами стабильно высокого спроса – высокомаржинальная.
Функции нашего сервиса и действия формы маржинальности
Поскольку при расчете маржи учитываются только переменные издержки, то при расчете прибыли возникает необходимость использовать показатель маржинальности. Он возникает в тот момент, когда рассчитывают точку безубыточности и планируют продажи. Форма маржинальности определяет, какая выручка необходима предприятию, чтобы выйти в ноль, перекрыв постоянные затраты. Она – часть отчетов о прибылях и убытках.

Отчет о движении денежных средств, существующий в нашем сервисе, поможет вам в том числе и с подсчетом маржи и маржинальности. Все необходимые для подсчетов данные уже будут указаны, вам останется только подсчитать сумму маржи или процент маржинальности, а именно будет использована форма маржинальности.
Кроме того, вам будет доступна информация о прибыльности всех ваших проектов с указанием суммы маржи и процентов маржинальности. Форма маржинальности будет показана наглядно:
Что клиенты говорят о Финтрек
Евгения — сооснователь Арт-школы №1 в Санкт-Петербурге.

"Незадолго после старта работы мы впервые столкнулись с кассовым разрывом. Купили новое оборудование в школу на сумму около 300 тысяч, а кассовый разрыв обнаружили только в конце месяца. Пришлось докладывать из собственного кармана. Чуть позже подобная история случилась снова, но с меньшими потерями. После первого случая мы решили заняться финансовой отчетностью всерьез. Попробовали несколько сервисов, остановились на Финтрек. Теперь ведем платежный календарь и не теряем деньги."
Первые 30 дней использования сервиса будут для вас бесплатны — вы сможете ознакомиться со всеми его возможностями, оценить аналитику за месяц и выбрать удобный для вашей компании тарифный план. Форма маржинальности - это просто, легко и наглядно.
Попробуйте Финтрек бесплатно