термины
Учет и анализ расходов и доходов
Даже для самого небольшого бизнеса важно сразу наладить контроль, учет и анализ расходов и доходов. Это поможет владельцу или руководителю компании оперативно принимать обоснованные управленческие решения.
Что такое доходы и какие они бывают
Доходами называют общую совокупность денежных средств и другого имущества, которые поступили в распоряжение компании. Доходы можно классифицировать несколькими способами, например:

  1. По сфере деятельности: от основной деятельности, от финансовой или инвестиционной деятельности и прочие.
  2. По виду работы: от реализации продукции собственного производства, от оказания услуг, от торговых операций.
  3. По налогообложению: учитываемые и неучитываемые при исчислении налога на прибыль.
  4. По периодичности: текущие или капитализированные доходы.
Подходов к увеличению доходов также есть несколько. Это может быть поиск новых клиентов, увеличение среднего чека, перевод новых клиентов в постоянные, увеличение количества повторных покупок.
Что такое расходы и какие они бывают
Расходы каждое предприятие классифицирует в зависимости от вида своей деятельности. При определении категорий расходов нужно учитывать особенности работы компании, расходование ресурсов и другие нюансы.

Обычно к расходам по основному виду деятельности относят материальные расходы и амортизацию. К прочим расходам относят все остальное: банковские проценты, штрафы по договорам, уценки активов и другие расходы такого типа.
При анализе платежей компании крайне важно не путать расходы и затраты, поскольку эти термины обозначают принципиально разные понятия. Расходы подразумевают уменьшение финансовой выгоды компании. В то время как затраты ‒ это всего лишь стоимостное выражение приобретенных ресурсов.

Уменьшать расходы можно также несколькими способами: например, уменьшать производственные расходы либо снижать прочие, искать более выгодных поставщиков, переводить сотрудников на фриланс, реализовать остатки производства или использовать другие варианты.
Зачем нужен анализ расходов и доходов
Постоянный учет расходов и доходов и их анализ помогают владельцу или руководителю верно оценивать рентабельность компании и оперативно реагировать на её уменьшение. Кроме того, на основе такого анализа руководство может разрабатывать комплекс мер для роста прибыли и уменьшения расходов, и изыскивать пути для увеличения дохода.

Также есть возможность сравнить показатели по статьям расходов и доходов предприятия со средними по отрасли, чтобы получить представление о том, насколько они в пределах устоявшейся нормы для конкретного направления бизнеса.

Чем крупнее компания и чем быстрее она растет, тем сложнее осуществлять контроль за всеми показателями бизнеса. Отчеты о доходах и расходах помогут регулировать текущие затраты и ценовую политику. Они позволяют провести быстрый анализ по конкретным параметрам, направлениям работы и по периодам деятельности.
Как правильно анализировать расходы и доходы
Увеличивать прибыль компании можно двумя путями: повышать доходы или сокращать расходы. Но перед тем, как что-то предпринимать, нужно понять текущую ситуацию, проанализировать структуру расходов и доходов.

На первом этапе нужно отследить структуру и динамику доходов и расходов за отчетный период. Затем понять соотношение между этими величинами и другими показателями работы компании. Третий этап – нужно узнать, что именно и как влияет на размер прибыли, провести факторный анализ доходов и расходов.

Несколько несложных манипуляций с отчетами помогут владельцу или руководству компании оценить эффективность использования ресурсов и рентабельность тех или иных действий. Расчет показателей рентабельности как раз и будет заключающим этапом в анализе расходов и доходов.
Какие есть способы анализа доходов и расходов
Анализ доходов и расходов может проводиться разными способами. Например:

  1. Горизонтальный анализ. Этот метод базируется на наблюдении за динамикой финансовых показателей предприятия и их сопоставлении. Он показывает абсолютные и относительные изменения показателей за отчетный период.
  2. Вертикальный анализ. Исчисляет все показатели в процентах от выручки и позволяет увидеть изменение структуры доходов и расходов в течение отчетного периода.
  3. Факторный анализ. Позволяет установить, какое влияние на доходы и расходы оказывают те или иные изменения.
  4. Коэффициентный анализ. При его проведении по формулам рассчитываются различные коэффициенты, которые можно сравнивать либо между собой в разные периоды времени, либо с некими нормативами.

Для управления малым и средним бизнесом такие сложные расчеты могут никогда не потребоваться. Для принятия эффективных управленческих решений в небольшой компании вполне достаточно того анализа расходов и доходов, который можно провести с помощью современных программ учета, таких как Финтрек.
Отчеты Финтрек для анализа доходов и расходов
В программе Финтрек анализ расходов и доходов реализован следующим образом. В настройках пользователь может задать те категории расходов и доходов, которые необходимы в его конкретном бизнесе. Для офиса это может быть закупка канцелярии, а для мастерской ‒ оплата горюче-смазочных материалов.

В программу своевременно нужно вносить все транзакции, специальный чат-бот будет напоминать об этом. При внесении информации о каком-либо платеже или поступлении денежных средств, ему присваивается та или иная установленная категория.
По мере накопления информации руководство компании сможет увидеть структуру доходов и расходов предприятия. Расходы и доходы можно группировать по категориям, проектам или контрагентам, сравнивать показатели за различные периоды. Кроме того, можно проводить ABC-анализ, который позволяет классифицировать продукты компании и клиентов, распределяя их по степени влияния на прибыль.

Таким образом, программа Финтрек позволяет контролировать финансовый результат предприятия, через контроль над доходами и расходами.
Что клиенты говорят о Финтрек
Константин — занимается закупками и снабжением для Стрелкового клуба №1 в Санкт-Петербурге.

"В Петербурге у нас два клуба. Все необходимые расходники мы покупаем разом у поставщиков и распределяем между точками. Сейчас мы точно знаем, на какое количество времени хватит рабочих материалов и имеем запас на случай непредвиденных ситуаций. А раньше были дни, когда в одном из клубов, например, прошло крупное мероприятие, и расходников не хватило, а работать дальше было нужно. И тогда приходилось отказывать людям в посещении, мы теряли клиентов и деньги.
Сейчас мы планируем бюджет заранее с помощью Финтрек, и нехватки материалов из-за неверного финансового планирования или кассового разрыва у нас нет уже давно."
Первые 30 дней использования сервиса будут для вас бесплатны — вы сможете ознакомиться со всеми его возможностями, оценить аналитику за месяц и выбрать удобный для вашей компании тарифный план.
Попробуйте Финтрек бесплатно